Светотехника и светодиодная (полупроводниковая) светотехника

Светотехника это прикладная наука, объединяющая в себе оптику, материаловедение, тепловые расчеты, электронику и оценку воздействия света на живые организмы и клетки.

Светодиоды (СД) полупроводниковые приборы, в которых при протекании

электрического тока энергия электронов и дырок преобразуется в световую

энергию. Светодиодная (полупроводниковая) светотехника – стремительно

растущая часть светотехники, использующая в качестве источника света

светодиоды.

Светодиоды – это основа освещения нового поколения. Их преимущества:

экономия электроэнергии (до 70%);

большой срок службы (до 50-100 тыс. час, лампа накаливания – 1 тыс. часов);

уменьшение загрязнения окружающей среды (нет выбросов сгорания углеводородов в атмосферу, нет ртутных отходов);

малые размеры и вес;

прочность и вандалоустойчивость;

малые расходы на обслуживание;

улучшение качества света (отсутствие ИК и УФ-излучения);

направленный свет;

цифровое управление спектром и цветом.

Кроме освещения улиц, жилья, офисов и промышленных помещений светодиоды применяются в световой рекламе, в прожекторах, в архитектурной и ландшафтной подсветке, в мобильных экранах, в моно- и полихромных дисплеях и табло, в дорожных знаках и светофорах, в автомобильной и авиационной технике.

Светодиодная светотехника в России

Рынок светодиодной светотехники делится на 2 рынка: лампы и светильники.

Данные рынки имеют существенные структурные различия, поэтому их следует рассматривать отдельно.

Рынок ламп

2013 году рынок светодиодных ламп достиг 260 млн. долларов США и составил 26% от общего рынка ламп.

Ближайшие 7 лет российский рынок ламп увеличится в 2,1 раза с 984 млн долларов США до 2110 млн долларов США за период 2013-2020 гг.

При этом, рынок светодиодных ламп вырастет в 5,2 раз с 260 млн долларов США в 2013 году до 1583 млн долларов США в 2020 году, и его доля на рынке всех типов ламп увеличится с 26% в 2013 году до 75% от в 2020 году.

Рынок светодиодных ламп в России является импортозависимым, с долей объема импортных поставок в товарообороте в 2013 году — 98,1% .

Всего в России в 2013 г. было произведено 300 тысяч светодиодных ламп, что составило 0,5% от всего товарооборота в этой категории.

Столь незначительный объем производства объясняется отсутствием в России конкурентоспособной компонентной базы (светодиодных кристаллов, драйверов для светодиодных ламп, корпусов), развитие которой не является экономически обоснованным в связи с доминирующим положением азиатских стран на рынке компонентов.

Таким образом, отсутствуют серьезные перспективы для экспорта данной категории продукции.

Рынок светильников

В 2013 году рынок светильников всех типов вырос на 11% и достиг 926 млн.долларов США. В ближайшие 7 лет российский рынок светильников в стоимостном выражении рынок светильников увеличится в 2,5 раза с 926 млн долларов США в 2013 году до 2310 млн долларов США в 2020 году.

Ожидается, что рынок светодиодных светильников вырастет в 4,6 раз с 455 млн долларов США в 2013 году до 2079 млн долларов США в 2020 году. Его доля увеличится с 49% в 2013 году до 90% в 2020 году .

В 2013 году рынок светодиодных светильников в России характеризовался большой долей локального производства в товарообороте — 80,6%. Доля импортных светодиодных светильников составила 17,5%. На экспорт пришлось –1,9% .

По прогнозу компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг» российский рынок светодиодного освещения к 2020 году достигнет 3,7 млрд долл. США, что составит 83% от всего рынка светотехники РФ.

Производство светодиодных светильников

По сравнению с 2012 годом объем производства светодиодных светильников в России вырос более чем в 2 раза и составил 374 млн долларов США в 2013 году. За последние несколько лет в России появились производители светодиодных светильников мирового уровня, что отразилось на темпах роста экспорта светодиодных светильников.

Экспорт светодиодных светильников

Темпы роста экспорта светодиодных светильников за 2011-2013 годы составили 60-80%, хотя в стоимостном выражении объем пока незначителен. В 2013 году он составил 9,8 млн долларов США или 2,6% от объема производства светодиодных светильников в РФ.

В 2013 году светодиодные светильники были экспортированы из России в 50 стран мира.

При этом 51,3% светодиодных светильников было экспортировано на Украину,

что в сегодняшней геополитической ситуации создает большие риски и диктует необходимость срочного нахождения новых рынков сбыта.

Сложившиеся во многом исторически и случайно, рынки сбыта продукции нуждаются в переоценке их потенциала на основе системного анализа. Это является ключевым условием успеха программы, поскольку позволит предприятиям принимать решения осмысленно на основе проверенной информации и снизить издержки по выводу продукции на экспорт.

Проникновение светодиодной технологий будет неравномерным и зависеть от страновых, политических, социальных, экономических и технологических факторов. Это создаст возможности для расширения экспорта на ненасыщенные рынки путем как прямого экспорта готовой продукции, так и организацией локальных сборочных производств, использующих преференциальные режимы.